ok_vickie (ok_vickie) wrote,
ok_vickie
ok_vickie

Category:

Пергамский алтарь



Вчерашние фотографии Берлина были узнаны легко и непринужденно. Для меня Берлин никогда не стоял в ряду очевидных европейских направлений выходного дня. Отправились мы туда, скорее, по остаточному принципу: что там еще у нас есть? Соответственно, многого от города я не ждала, и тем приятнее было открыть для себя то, что Берлин – город уютнейший, несмотря на современную застройку, гостеприимнейший, несмотря на мой личный стереотип относительно немцев, ну и интереснейший. Вот, собственно, одна из интересностей Берлина для меня: Пергамон Музей на Музейном острове. И собственно Пергамский алтарь, давший имя всему музею.

Вот и он, Пергамский алтарь. Без затей названный так по месту своего обнаружения: городу Пергаму в Малой Азии. Шедевр эллинистического периода, 2 в. до н.э., не новодел какой-нибудь.



Наверняка в свое время производил неизгладимое впечатление своим размахом. Имхо, сейчас размах лучше представляется по макету, где видна структура алтаря. Грандиозно!



"Есть в Пергаме большой мраморный алтарь, высотой 40 ступеней, с большими скульптурами, изображающими гигантомахию." ("О чудесах мира" Люций Ампелий, римский писатель, 3 в.). Не знаю, написал ли товарищ Люций в своем очерке, что алтарь был выстроен прямо под храмом Афины и виден из любой точки города? Наверное, упомянул.

Мраморная лестница располагалась с западной стороны. Таким образом, как и оглушающее подавляющее большинство храмов по всей планете, Пергамский алтарь был ориентирован на восток, в сторону восхода солнца.



Это деталь большого фриза, где и изображена гигантомахия (битва богов-олимпийцев с гигантами); конкретно тут – битва Афины с Алкионеем. Послушай женщину и сделай наоборот – если бы гиганты знали этот простой принцип, то не проиграли бы битву. А так, подначиваемые Геей, уступили в итоге олимпийцам. Правда, богам помог Геракл… Это сейчас все так спокойно выдержано в пастельных тонах, а изначально фигуры были ярко раскрашены красками и покрыты позолотой. Вах!



Фрагменты западного фриза вынесены на стены зала. Если присмотреться к этой фотографии, то можно увидеть божеств водной стихии: в частности, Нерея и Ко в лице его жены, Дориды и ее отца – титана Океана.</p>



Жаль, очень жаль, что большой фриз не удалось восстановить полностью ввиду утраты значительной части фрагментов. Зато какая удача, что товарищ Хуманн, которого турецкое правительство отправило в 60-70 годах 19 века строить дороги в этой части Малой Азии озадачился вопросом "а что это за мраморные обломки раскиданы по вверенной мне территории?" Вам – дороги, нам – результаты раскопок. И алтарь перекочевал в Германию. Кстати, после Второй Мировой войны и до 58 года алтарь хранился и периодически выставлялся в Эрмитаже. Я же как-то была несказанно удивлена, увидев его реплику в Пушкинском музее. Хотя почему бы и нет…

Если подняться по алтарной лестнице, то попадешь в следующий зал, где расположились горельефы, когда-то украшавшие внутренний двор алтаря. Условно они названы "фризом Телефа". Фотографий этого фриза у меня нет, но есть история про Телефа. Вот она. Однажды дельфийский оракул напророчил аркадскому царю Алею, что братья его жены падут от руки сына, рожденного Агвой, дочерью Алея. Алей, не долго думая, решил перехитрить судьбу и отправил Агву в храм Афины целомудренной жрицей. Все бы хорошо, только однажды Геракл в пьяном угаре жрицу совратил, а она, разумеется, тут же забеременела. Алей приказал утопить дочь, но не предусмотрел, что и в его времена жажда наживы очень даже процветала: исполнители дочку не порешили, а повели на невольничий рынок: такому товару и цена высока! Агва же по пути и родила. Родился сын на горе Парфении, вскормила его лань, а нашедшие в итоге чадо пастухи отвели его к царю Корифу, который и дал ребенку имя Телеф. Выросший Телеф отправился однажды к дельфийскому оракулу, где и узнал все, что требуется: имена родителей, а также предначертанную судьбу. Позже он основал Пергам и стал первым из царей Атталидов.

А теперь совсем своими словами) Алтарь – грандиозный, но… Отмытый и причесанный, аккуратно разобранный и собранный заново, укрытый от непогоды и солнца прозрачными стеклянными плитами свода, он утратил самое главное: энергетику, а, может, попросту душу. По мне, так заросшие руины на склонах холма наверняка впечатляли бы мощнее… Но если бы да кабы, то Германия никогда бы и не обладала подобным чудом света (и не привела бы его в состояние, доступное для понимания и дофантазирования), но и Турция вряд ли бы собрала мозаику в историческом контексте во вменяемом виде. В итоге мы не увидели бы и того, что доступно для просмотра сейчас. Так что, видимо, лучше так, чем никак. Эх.


Список всех постов о Германии можно найти в НАВИГАТОР Германия.

Tags: germany
Subscribe

  • Про тайские географические названия на русском

    Несколько замечаний относительно перевода и транслитерирования тайских географических названий на русский специально для заинтересованных…

  • Подписка на edemsami.com по email

    Если кому-то актуально, то я добавила на свой сайт опцию подписки по email. Форма находится в правом верхнем углу ( http://edemsami.com/blog).…

  • Bye-bye, LJ!

    Дорогие друзья, Период ЖЖ для меня закончился, писать сюда я больше, скорее всего, не буду; только продолжу следить за лентой. Спасибо вам всем,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments