ok_vickie (ok_vickie) wrote,
ok_vickie

Филиппины. Пляжу - нет!

…Четыре подружки наглухо оккупировали душ с самого ранья. Мы терпеливо дождались своей очереди и, спустившись вниз, обнаружили, что мы все же первые.
- Девушки сейчас будут. Они завтракать пошли. – Сообщил гид.
Похоже, что не только для тайцев поесть – это как вздохнуть. Позже Руфь – самая общительная, гламурная и неподготовленная из подружек, подтвердила мои ощущения. "Рис – это наше всё. Без риса всё… ну… по-другому!"

Мы дошли до кафе, где завтракали филиппинки, и взяли по чаю. Взглянув на нашу команду, я слегка загрустила. Вместо рюкзаков у девчонок – сумки, вместо штанов – джинсы, хорошо, хоть кроссовки на ногах. Руфь, так та вообще при макияже и при стильной клетчатой кепи (представляю, как она в ней запарится по ходу дела!) До пещер хотелось добраться поскорее, не самоутверждения ради, а потому что потом надо было топать на шоссе и двигать в Сагаду. А с наступлением темноты жизнь в горах удивительным образом замирает. Наш проводник, разгадав мои сомнения по мимике лица, ухмыльнулся и сообщил: "Вообще идти часа 4 (ЛП говорит, что 5, так и оказалось), но с местными (добрая улыбка в направлении девчонок) это удовольствие часов на 7 может растянуться. Видите вооон тот домик на воооон той вершине? Нам туда." Мы подумали, что это была шутка, т.к. на глаз расстояние до дома не поддавалось измерении в световых годах. Но, как выяснилось в процессе, в тот момент Альберт был серьезен, как никогда.

Трек к Тимбак Кейвз нельзя назвать очень сложным: это широкая грунтовая, а кое-где и типа асфальтированная дорога-колея. Правда, все время вверх, вверх и вверх и довольно круто. Ну и под палящим солнцем, разумеется. Приятным сюрпризом стали довольно плавные переходы с хребта на хребет. Помня о недавнем треке в Гималаях, где мы только и успевали, что спускаться вниз, чтобы тут же начать карабкаться вверх, местные тропы мы сочли частными. Бонусом, правда, идут шорткаты, умело вворачиваемые проводником. "У меня есть одна проблема," – признался Альберт во время очередного привала. "Мое тело совсем не знает усталости…" Хаха, еще бы. Всю жизнь скакать по горам вверх и вниз… В общем, шоркатами он, видимо, слегка развеивал скуку…

- Альберт, почему леса горят, жарко?
- Не знаю… Вроде иногда специально поджигают, злодеи…
- А что вы их не тушите? И это не опасно?
- Не опасно, не переживайте. Сейчас на нашей тропе не горит, уже сгорело. А вообще тут группа туристов как раз попала в пожар.

Отличная перспектива. На пути нам, действительно, попадались выжженные участки и один – слегка горящий. Пока некоторые наслаждались прогулкой) и лениво жевали на привалах, другие отчаянно высматривали вдали конечную тоску трека и тренировались использовать альтернативные методы переноски тяжестей) Хотя под конец и Леха заколебался вусмерть.

Чем выше тропа, тем роскошнее открываются виды на долину у подножия. В туманной дымке утра бесконечные плавные, перетекающие один в другой, хребты, выглядели сказочно. Террасированные огороды из риса, моркови и капусты пестрели всеми оттенками зеленого. Сосны, покрывающие горы ближе к вершинам, вызывали в душе чувство узнавания: ты как будто уже здесь был, все знакомо, приветливо, по-родному. В общем и целом – полный восторг.

- Ну что, шорткат? – это наш гид.
- Альберт, не надо шорткатов, мы лучше так пойдем!
Альберт покачал головой: нет, эта дорога к хижине, а нам надо к пещерам, так что это даже не шорткат, а вынужденное отклонение от маршрута.

Как оказалось впоследствии – проводник, разумеется, слукавил. Можно благополучно дойти по тропе до хижины смотрительницы, а потом спуститься вниз по лестнице к пещерам. Мы же снова полезли по почти отвесной, осыпающейся дорожке вверх, вверх и вверх…

Тропа превратилась из вертикальной в горизонтальную, повилась среди сосен и забежала за высокий камень. На небольшом уступе мирно лежали два крошечных деревянных гробика, больше похожих на корытца.

- Мы хоронили своих умерших с прижатыми к груди коленями, поэтому и гробы такие маленькие, - пояснил Альберт.
Мы не сразу заметили небольшую нишу в скале, закрытую простой решеткой с обычным навесным замком.
- Закрыли вот, чтобы не расхищали… А то много прекрасных мумий было выкрадено, - вздохнул наш гид. Он наклонился вниз, повозился с ключом и открыл решетку. Потом встал на колени, обращенный вглубь пещеры, и, сложив руки, тихо прочитал какую-то молитву. После чего поднялся и без всякого пафоса и благоговения, просто как будто выполняя ежедневную рутинную работу, отодвинул крышку ближайшего гробика…

Навещать мумии Кабаяна позволено исключительно в сопровождении одного из ибалой, иначе мумии, по поверью, могут обрушить свой гнев на потревожившего их гостя. Вспомним историю с египетскими аналогами. Ибалой мумифицировали своих умерших способом, отличным от тех, которые использовали прочие культуры, практиковавшие мумификацию. Мумифицировали, разумеется, не всех, а лишь вождей или знатных членов общества. Человек начинал готовиться к мумификации еще заживо: когда становилось понятно, что смерть близка, придерживался определенной диеты, способствовавшей очищению организма, а с последними вздохами выпивал крепкий соляной раствор. После смерти телу усопшего придавалась специальная поза (по сути – поза зародыша с подтянутыми к груди коленями); оно усаживалось на стул, привязывалось, а под стулом разводился медленный огонь. Таким образом тело высушивалось в течение непродолжительного времени. Вытекающая из тела в процессе "подвяливания" жидкость собиралась в специальные сосуды и считалась священной. Затем тело обрабатывали различными травяными настоями, снимали верхний слой кожи и выкладывали сушиться на солнце. Подсушка занимала иногда до 6 месяцев. Периодически в тело вдувался табачный дым, чтобы выкуривать появившихся насекомых и сохранить внутренние органы. После завершения мумификации тело помещалось в гроб, а гроб – в одну из священных пещер, таящихся в горах над долиной. Оттуда предки взирали на своих потомков, охраняя покой племени. Мы посмотрели 2 небольших пещеры, в каждой из которых было порядка 15-20 мумий. Считается, что самые старые мумии разменяли уже восьмое столетие! Некоторые сохранились потрясающе хорошо; на иссохших руках и ногах отчетливо синели татуировки, иногда можно было увидеть и внутренние органы. Вообще впечатление очень странное, двоякое. Как будто подглядываешь в замочную скважину за чужой жизнью; становишься свидетелем того, что предназначено отнюдь не для твоих глаз…

Вторая пещера оказалась больше первой, но такой же тесной. Вот таким способом, как Леха на фото, мы и проникали в нее.

Альберт открыл крышку грубо сколоченного деревянного ящика.
- Нам пришлось заменить гробы. Старые совсем истлели. – И потом, заглянув внутрь: - Снова покрылись плесенью, надо бы просушить. Мы это проделываем раз в полгода примерно. Выкладываем их на солнышко…

Альберт немного отодвинулся, чтобы мы тоже могли заглянуть внутрь. Его слабый фонарик тускло освещал то, что находилось внутри. Семья. Отец, мать и сын. Это их Нешнл Джеографик поместила в заглавие своей статьи. Заломленные, как будто в немом отчаянии, руки, покрытые белым налетом…

…Мы молча покинули пещеры и направились в домику хранительницы пещер.

Она как раз давала ЦУ прибывшему посмотреть на мумии бельгийцу (на джипни) и группе французов (на джипни от Халсена хайвей). Ребята быстро добежали до пещер, сделали пару фото и вернулись обратно. Не знаю, наверное, и правда, проще доехать, но как-то теряется процесс. Да и трек очень приятный. Кроме того, бонусом у нас оказался обед в домике смотрительницы. Рис, мясо и потрясающий чай из собранных ею местных трав. Точнее, растения под названием капати. Кстати, у смотрительницы также надо отметиться в книге регистрации. В нем нам попалось несколько имен россиян) Видимо, добравшихся сюда не через Кабаян. В основном же приезжают местные туристы и европейцы (французы, бельгийцы, англичане лидируют; удивительно мало немцев, которые обычно посещают все жопы мира).

На жизнь – точнее, на предстоящий трек к шоссе – после еды все смотрели с бОльшим оптимизмом, который перерос в безграничный, когда четверо французов предложили присоединиться к ним в грузовичке, пойманном по пути к мумиям. По кочкам и ухабам мы домчались минут, наверное, за 15. Вероятно, топать до шоссе, действительно, часа полтора. Дорога очень красивая и по большей части вниз.

Мы благополучно достигли шоссе и разделились: французы и студентки направлялись в Багио, их автобус появился буквально через 5 минут. Мы – в Сагаду. Альберт сказал, что на сегодня остался всего 1 автобус на Сагаду. Мы не стали его дожидаться, и поймали появившийся бас на Бонток. Решили выгрузиться на развилке между Бонтоком и Сагадой и оттуда добраться на джипни, которые, по нашим расчетам, еще должны были ходить. Пока, Альберт! И удачи!

Полезное:
- Посещение Тимбак Кейвз: 100 песо с группы для смотрительницы, 15 песо с человека вход (если предварительно были в музее в Кабаяне и платили там, то не платится), 5 песо с человека какой-то сбор. Обед в домике смотрительницы оплачивается отдельно – 60 песо.
- Добраться до мумий можно 1) топая 5 часов вверх в гору с гидом, а также 2) из Кабаяна на арендованном джипни (3500 песо), 3) от Халсена хайвей, выбравшись из рейсового автобуса Багио-Бонток (Сагада) у дороги к Тимбак Кейвз (она обозначена табличкой, да и водители, видимо, знают это место).
- Дорога от пересечения тропы с шоссе до Багио – около трех часов, до Сагады или Бонтока – четыре.

Список всех постов об этом путешествии можно найти в НАВИГАТОР Филиппины.
Tags: philippines

• Топ-10 моих удачных путешествий

Я вот тут подумала: если бы меня попросили назвать топ-10 моих самых удачных путешествий, то рейтинг выглядел бы следующим образом: 1.…

• Филиппины. Пляжу - нет!

Я не ждала от Манилы многого: три скорченные физиономии интересных мне людей, посетивших этот город, мне уже рассказали достаточно. Но я вообще…

Несмотря на то, что меня неудержимо вновь тянуло позавтракать в Йогурт Хауз, пришлось встать ни свет, ни заря, чтобы первым же джипни отправиться…